Частота дыхания после физической нагрузки

Содержание

Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье»

Частота дыхания после физической нагрузки
Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.Оборудование: часы с секундной стрелкой.ХОД РАБОТЫ1. Найдите пульс, приложив два пальца, как это показано на рис. 6 на внутреннюю сторону запястья. Слегка надавить. Вы почувствуете биение пульса.Рис. 62. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в табл. 5.3. Сделать 10 приседаний и снова подсчитать число ударов за 1 мин. Данные внести в табл. 5.4. После 5 мин отдыха в положении сидя подсчитать пульс и внести данные в табл. 5.Вопросы1. В каких еще местах, кроме запястья, можно нащупать пульс? Почему пульс можно нащупать в этих местах тела человека? 2. Чем обеспечивается непрерывный ток крови по сосудам? 3. Какое значение для организма имеют изменения силы и частоты сердечных сокращений?4. Сравните результаты в табл. 5. Какой вывод можно сделать о работе собственного сердца в покое и при нагрузке?

Проблемные вопросы

1. Как доказать, что пульс, который прощупывается в некоторых точках тела – это волны, распространяющиеся по стенкам артерий, а не порция самой крови?
2. Как вы думаете, почему у самых разных народов возникло представление, что человек радуется, любит, переживает сердцем?

Лабораторная работа № 8.  Первая помощь при кровотечениях

Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови (особенно быстрая) угрожает жизни.

Причины кровотечения – повреждение сосудов в результате травмы, разрушение стенок сосудов при некоторых болезнях, увеличение проницаемости стенки сосуда и нарушение свертываемости крови при ряде заболеваний.

Вытекание крови сопровождается снижением кровяного давления, недостаточным снабжением кислородом головного мозга, мышцы сердца, печени, почек. При несвоевременном или неграмотном оказании помощи может наступить смерть.

Цели: научиться накладывать жгут; уметь применять знания о строении и функции кровеносной системы, объяснять действия при наложении жгута при артериальном и сильном венозном кровотечениях.

Оборудование: резиновая трубка для жгута, палочка для закрутки, бинт, бумага, карандаш.

Техника безопасности: быть осторожным при закрутке жгута, чтобы не повредить кожу.

ХОД РАБОТЫ

1. Наложить жгут на предплечье товарища для остановки условного артериального кровотечения.

2. Забинтовать место условного повреждения артерии. На кусочке бумаги записать время наложения жгута и подложить под жгут.

3. Наложить давящую повязку на предплечье товарища для остановки условного венозного кровотечения.

Вопросы

1. Как вы определили вид кровотечения? 2. Куда надо накладывать жгут? Почему? 3. Для чего нужно вложить под жгут записку с указанием времени его наложения? 4. В чем опасность артериального и сильного венозного кровотечении? 5. В чем опасность неверного наложения жгута, почему его нельзя накладывать больше, чем на 2 часа?

6. На рис. 7 найдите места, где нужно прижимать крупные артерии при сильном кровотечении.

Рис. 7.

Проблемные вопросы

1. Закупорка тромбом кровеносного сосуда может стать причиной гангрены и омертвения тканей. Известно, что гангрена бывает «сухой» (когда ткани сморщиваются) или «влажной» (вследствие развивающегося отека).

Какой из типов гангрены разовьется, если затромбирована: а) артерия; б) вена? Какой из этих вариантов случается чаще и почему?
2. В конечностях млекопитающих артериальные сосуды всегда расположены глубже, чем вены того же порядка ветвления.

Каков физиологический смысл этого явления?

Лабораторная работа № 9. Измерение жизненной емкости легких

Взрослый человек в зависимости от возраста и роста в спокойном состоянии при каждом вдохе вдыхает 300–900 мл воздуха и примерно столько же выдыхает. При этом возможности легких используются не полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть еще дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха выдохнуть еще некоторое его количество.

Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха называется жизненной емкостью легких. В среднем она составляет 3–5 л. В результате тренировки жизненная емкость легких может увеличиться. Большие порции воздуха, поступающего в легкие при вдохе, позволяют снабжать организм достаточным количеством кислорода, не увеличивая частоту дыхания.

Цель: научиться измерять жизненную емкость легких.

Оборудование: воздушный шар, линейка.

Техника безопасности: не участвуйте в эксперименте, если у вас проблемы с дыхательной системой.

ХОД РАБОТЫ

I. Измерение дыхательного объема

1. После спокойного вдоха, выдохните воздух в воздушный шар.

Примечание: не выдыхайте с силой.

2. Сразу же закрутите отверстие в воздушном шаре, чтобы не выходил воздух. Положите шар на плоскую поверхность, например стол и пусть ваш партнер приложит к нему линейку и измерит диаметр шара, как это показано на рис. 8. Данные внесите в табл. 7.

Рис. 8.

3. Сдуйте воздушный шар и повторите то же самое еще два раза. Выведите среднее и данные внесите в табл. 6.

II. Измерение жизненной емкости

1. После спокойного дыхания, вдохните так глубоко, как только можете, и затем сделайте глубокий, насколько это возможно, выдох в воздушный шар.

2. Сразу же закрутите отверстие воздушного шара. Измерьте диаметр шара, данные внесите в табл. 6.

3. Сдуйте воздушный шар и повторите то же самое еще два раза. Выведите среднее и данные внесите в табл. 6.

График 1.

4. Используя график 1, переведите полученные значения диаметра воздушного шара (табл. 6) в объем легких (см3). Данные внесите в табл. 7.

 III. Вычисление жизненной емкости

1. Исследования показывают, что объем легких пропорционален площади поверхности тела человека. Для того, чтобы найти площадь поверхности тела, необходимо знать свой вес в килограммах и рост в сантиметрах. Эти данные внесите в табл. 8.

2. Используя график 2, определите площадь поверхности вашего тела. Для этого найдите ваш рост в см на левой шкале, отметьте точкой. Найдите на правой шкале ваш вес и тоже отметьте точкой. Проведите, используя линейку, прямую линию между двумя точками. Место пересечения линий со средней шкалой и будет площадью поверхности вашего тела в м2.. Данные внесите в табл. 8.

График 2.

3. Для вычисления жизненной емкости ваших легких умножьте площадь поверхности вашего тела на коэффициент жизненной емкости, который равен 2000 мл/м2 для женщин и 2500 см3/м2 у мужчин. Внесите данные жизненной емкости ваших легких в табл. 8.

Выводы

1. Почему важно проводить одни и те же измерения три раза и выводить средние показатели? 2. Отличаются ли ваши показатели от показателей ваших одноклассников. Если да, то почему? 3. Как объяснить различия в результатахизмерения жизненной емкости легких и полученных расчетным путем?

4. Для чего важно знать объем выдыхаемого воздуха и жизненную емкость легких?

Проблемные вопросы

1. Даже когда вы делайте глубокий выдох, какое-то количество воздуха остается в легких. Какое это имеет значение? 2. Может ли иметь значение жизненная емкость легких для некоторых музыкантов? Ответ поясните.

3. Как вы думаете, влияет ли курение на жизненную емкость легких? Как?

Лабораторная работа № 10. Влияние физической нагрузки на частоту дыхания

Дыхательная и сердечно-сосудистая системы обеспечивают обмен газов. С их помощью молекулы кислорода доставляются во все ткани тела, а оттуда выносится углекислый газ. Газы легко проникают сквозь клеточные мембраны. В результате клетки тела получают необходимый им кислород и освобождаются от углекислого газа.

В этом заключается сущность дыхательной функции. В организме сохраняется оптимальное соотношение кислорода и углекислого газа благодаря увеличению или уменьшению частоты дыхания. Наличие углекислого газа можно обнаружить в присутствии индикатора бромтимол синего.

Изменение цвета раствора является показателем наличия углекислого газа.

Цель: установить зависимость частоты дыхания от физической нагрузки.

Оборудование: 200 мл бромтимолового синего, 2 колбы по 500 мл, стеклянные палочки, 8 соломинок, градуированный цилиндр на 100 мл, 65 мл 4% водного раствора аммиака, пипетка, часы с секундной стрелкой.

Техника безопасности: опыт с раствором бромтимолового синего проводить в лабораторном халате. Будьте осторожны со стеклянной посудой. С химическими реагентами нужно обращаться очень осторожно, чтобы избежать попадания на одежду, кожу, в глаза, рот. Если при выполнении физических упражнений вы почувствуйте себя плохо, сядьте и обратитесь к учителю.

ХОД РАБОТЫ

I. Частота дыхания в спокойном состоянии

1. Сядьте и расслабьтесь в течение нескольких минут.

2. Работая в паре, подсчитайте количество вдохов в течение одной минуты. Данные внесите в табл. 9.

3 Повторите тоже самое еще 2 раза, подсчитайте среднее количество вдохов и данные внесите в табл. 9.

Примечание: после каждого подсчета нужно расслабиться и отдохнуть.

II. Частота дыхания после физической нагрузки

1. Бег на месте в течение 1 мин.

Примечание. Если вы во время упражнения почувствовали себя плохо, сядьте и обратитесь к учителю.

2. Сядьте и сразу же подсчитайте в течение 1 мин. количество вдохов. Данные внесите в табл. 9.

3. Повторите это упражнение еще 2 раза, каждый раз отдыхая до восстановления дыхания. Данные внесите в табл. 9.

III. Количество углекислого газа (диоксида углерода) в выдыхаемом воздухе в спокойном состоянии

1. Влейте 100 мл раствора бромтимолового синего в колбу.

2. Один из учащихся через соломинку спокойно выдыхает воздух в колбу с раствором в течение 1 мин.

Примечание. Будьте осторожны, чтобы раствор не попал на губы.

Через минуту раствор должен окраситься в желтый цвет.

3. В колбу начинайте по каплям, считая их, добавлять с помощью пипетки раствор аммиака, перемешивая время от времени содержимое колбы стеклянной палочкой.

4. Добавлять по капле аммиак, считая капли, следует до тех пор пока раствор не станет снова синим. Внесите это количество капель аммиака в табл. 10.

5. Опыт повторите еще 2 раза, используя тот же раствор бромтимолового синего. Высчитайте среднее и данные внесите в табл. 10.

IV. Количество углекислого газа в выдыхаемом воздухе после физической нагрузки

1. Влейте 100 мл раствора бромтимолового синего во вторую колбу.

2. Тот же самый ученик, что и в предыдущем опыте, пусть проделает упражнение «бег на месте».

3. Сразу же, используя чистую соломинку, в течение 1 мин выдыхать в колбу.

4. Пипеткой добавлять по каплям аммиак к содержимому колбы (подсчитывая количество, пока раствор снова не станет синим).

5. В табл. 10 внесите количество капель аммиака, пошедших на восстановление цвета.

6. Опыт повторите еще 2 раза. Высчитайте среднее и данные внесите в табл. 10.

 Вывод

1. Сравните количество вдохов в спокойном состоянии и после физической нагрузки. 2. Почему увеличивается количество вдохов после физической нагрузки? 3. У всех в классе одинаковые результаты? Почему? 4. Чем является аммиак в 3- и 4-й части работы?

5. Одинаково ли среднее количество капель аммиака при выполнении 3- и 4-й частей задания. Если нет, то почему?

Проблемные вопросы

1. Почему некоторые спортсмены вдыхают чистый кислород после напряженных упражнений? 2. Назовите преимущества человека тренированного.

3. Никотин из сигарет, попадая в ток крови, сужает сосуды. Как это отражается на частоте дыхания?

Продолжение следует

Источник: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200301007

Почему учащается дыхание после физической нагрузки

Частота дыхания после физической нагрузки

У большинства людей частота дыхания составляет 8-15 раз в минуту в состоянии покоя. Однако этот темп может увеличиваться (или уменьшаться) в зависимости от степени физической нагрузки.

Причины учащенного дыхания при физических нагрузках заключены в стремлении организма поддержать необходимый для жизнедеятельности уровень кислорода. В результате этого происходит ускорение дыхательных сокращений.

Сигнал о недостатке кислорода, основными поставщиками которого являются легкие и сердце, поступает в головной мозг. Происходит активация дыхательного центра. Он дает сигнал о необходимости ускорить вдох-выдох.

Под влиянием физической нагрузки число дыханий увеличивается: при умеренных нагрузках — до 25 — 30 в 1 мин, при более высоких — до 30 — 40 в 1 мин.

Если одышка, сопровождаемая учащением дыхания, проходит в течение первых 3 — 5 мин (максимум 10) после прекращения нагрузки, то такое учащение можно считать удовлетворительным. Если же учащение дыхания сохраняется более 10 мин, то, безусловно, эта реакция отрицательная.

Она свидетельствует о том, что нагрузка, применяемая в данном случае, не соответствовала состоянию организма.

Источник: http://www.po4emu.ru/index.php?id=1548

Каковы причины одышки при физической нагрузке?

Некоторые люди отмечают, что во время работы, быстрой ходьбы или подъеме по лестнице у них учащается дыхание и возникает такое ощущение, что не хватает воздуха. Почему это происходит, и каковы причины одышки при физической нагрузке?

Прежде всего, одышкой (диспноэ) при малейшем напряжении страдают люди, которые ведут «сидячий» образ жизни. Еще одной из частых причин является одышка из-за избыточного веса. Иногда такие симптомы проявляются у эмоционально лабильного человека или в результате обострения приступа вегето-сосудистой дистонии.

Одышка в норме

Одышка может возникать как в норме, так и при патологических состояниях. Критерием этого является степень ее интенсивности и быстрота возвращения к исходному уровню.

Если одышка началась в том случае, когда необходимо было совершить резкое усилие, например, подбежать на остановку, или быстро подняться выше пятого этажа, но потом состояние восстановилось, то это считается абсолютно нормальным. Для того чтобы это не происходило, следует заниматься физическими упражнениями и чаще ходить пешком.

При эмоциональном напряжении также может развиваться одышка. Резкий выброс адреналина вызывает некоторое перенасыщение легких воздухом, к тому же отмечается и ускорение ритма сердца.

Советуем также ознакомиться:

Такое явление быстро проходит после прекращения панической атаки. Подобное состояние не представляет опасности, если человек не имеет проблем с сердцем. Но при наличии сердечно-сосудистых заболеваний может наступить ухудшение состояния.

Для профилактики заболеваний и лечения проявлений варикоза на ногах наши читатели советуют спрей «NOVARIKOZ», который наполнен растительными экстрактами и маслами, поэтому не может нанести вреда здоровью и практически не имеет противопоказаний

Одышка при патологических состояниях

Часто у женщин в результате снижения гемоглобина может возникать диспноэ. Это можно объяснить тем, что в результате недостаточности кислорода в тканях, организм начинает реагировать учащением дыхания. Такой диагноз легко можно поставить после исследования крови на гемоглобин. После приема железосодержащих препаратов и витамина C такие симптомы исчезают.

При ожирении часто возникает сильная одышка при физической нагрузке.

Происходит это по причине того, что в таком состоянии сердце вынуждено постоянно работать в усиленном режиме, а свободное дыхание в легких затруднено из-за избытка жира.

Дело в том, что висцеральный, или внутренний жир, способен обволакивать эти органы, что вынуждает функционировать на износ. К тому же гораздо труднее обеспечить кислородом и питательными веществами большой объем тела.

Но особенно следует обратить внимание, когда при небольшой физической нагрузке появляется одышка. Это является серьезным сигналом, и причиной может служить сердечная или легочная недостаточность, бронхиальная астма.

Одышка при подобных заболеваниях не является основным симптомом, для постановки правильного диагноза следует учитывать все признаки подобного рода заболеваний. Но особенности проявления апноэ существует при данных состояниях.

Сердечная одышка

Одышка при кардиальной патологии отличается тем, что при ней затрудняется вдох, а выдох совершается свободно.

Такому пациенту легче становится дышать, если он принимает вертикальное положение или сидит.

При крайней степени развития сердечной недостаточности человек даже не может спать, не подложив себе под голову и даже спину несколько подушек, то есть, отдыхает только в положении сидя.

Это позволяет снизить нагрузку на сердце, к которому в таком положении приливает меньший объем крови. Еще при этом у него еще отмечаются выраженные отеки, интенсивные боли в левой половине грудной клетки, один или несколько перенесенных инфарктов в анамнезе, изменения при исследованиях на кардиограмме.

Легочная патология

При бронхиальной астме после контакта с аллергеном происходит спазм бронхов. Приступ одышки при этом происходит внезапно, и довольно долго длиться. При этом вдох больной делает свободно, а вот выдох становится затруднен. Происходит так называемое «застревание» воздуха в легких. А со стороны слышны сильные хрипы.

Хронические и длительные процессы, которые происходят в легких, также часто становятся причиной развития одышки. При обструктивных процессах происходит снижение расширения в легких и бронхах, а недостаток кислорода организм пытается восполнить учащение дыхательных движений.

Нередко причиной учащения дыхания становится тромбоэмболия легочной артерии. Такое острое состояние возникает в результате длительно текущего тромбофлебита.

Любой тромб, который образуется на стенке вен, может оторваться, и с потоком крови попасть в легочную артерию. Это заканчивается отмиранием части легкого и может привести к гибели больного.

Поэтому при таких симптомах, как резко выраженная одышка, тяжелый кашель, боли в грудной клетке, следует немедленно вызвать скорую помощь или обратиться за помощью к лечащему врачу.

Если в результате физической нагрузки появляется одышка, которая не проходит в результате отдыха, или сопровождается другими неприятными симптомами, то это может быть признаком серьезного заболевания, и требует принятия мер.

  1. Причины и основные методы устранения одышки при беременности на разных сроках
  2. Основные причины одышки при ходьбе, симптомы и степени нарушения дыхательного процесса
  3. Диабетическая нефропатия: каковы причины аномалии и как можно помочь больному?
  4. Какие могут быть причины пониженного гемоглобина у детей, и каковы последствия?

Источник: http://zangmebel.ru/pochemu-uchashhaetsja-dyhanie-posle-fizicheskoj/

Частота дыхания у детей после физической нагрузки |

Частота дыхания после физической нагрузки

Для определения частоты дыхания положите руку на подложечную область статиста (студента) и подсчитайте число дыхательных движения за 1 мин. Затем предложите обследуемому сделать 20 глубоких приседаний, после чего снова подсчитайте частоту дыхания за 15 сек, умножьте число на 4.

Определите величину учащения дыхания в процентах.

Полученные данные занесите в протокол. Сравните результаты с физиологической нормой и сделайте выводы.

В покое ЧД 20 в минуту. Показатель примем за 100 %.

При нагрузке – 28 в минуту. Примем — за х %.

Определяем величину учащения дыхания: 140 % – 100 % = 40 %.

Определите жизненную емкость легких (ЖЕЛ) с помощью спирометра

Мундштук спирометра обработайте ватой, смоченной спиртом. Дайте ему высохнуть. Шкалу сухого спирометра установите на нуле.

После 2–3 обычных дыхательных движений сделайте максимальный вдох, зажмите нос и произведите равномерный максимально глубокий выдох в спирометр. Старайтесь держаться прямо, не сутулясь. Измерение повторите три раза, зафиксируйте максимальную величину ЖЕЛ.

Определите дыхательный объем (ДО) легких с помощью спирометра

Произведите легкий спокойный выдох в спирометр после обычного вдоха. Для точности результатов повторите измерения три раза и рассчитайте среднюю величину.

В покое ДО в среднем колеблется от 300 до 800 мл.

Норма ЧДД у детей: таблица. Частота дыхательных движений

Одним из действий, осуществляемых при осмотре педиатром, является подсчет дыхательных движений. Этот простой на первый взгляд показатель несет важную информацию о состоянии здоровья в целом и о функционировании органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в частности.

Как правильно подсчитать частоту дыхательных движений (ЧДД) в минуту? Это не составляет особой сложности. А вот с интерпретацией данных возникают определенные трудности.

Это в большей степени касается молодых родителей, поскольку, получив результат у ребенка, в несколько раз превышающий свой собственный, они впадают в панику.

Поэтому в данной статье предлагаем все же разобраться, какая норма ЧДД у детей. Таблица нам в этом поможет.

Особенности дыхательной системы ребенка

Первое, чего так долго ждет будущая мама — первый крик малыша. Именно с этим звуком происходит и первый его вдох. К моменту рождения органы, обеспечивающие дыхание ребенка, еще не до конца развиты, и только с ростом самого организма происходит их дозревание (как в функциональном, так и в морфологическом плане).

Носовые ходы (которые являются верхними дыхательными путями) у новорожденных имеют свои особенности:

• Они достаточно узкие.

• Внутренняя их поверхность нежная, с огромным количеством сосудов (кровеносных, лимфатических).

Поэтому даже при незначительных катаральных явлениях слизистая носа у ребенка быстро отекает, уменьшается и так маленький просвет, как результат — затрудняется дыхание, развивается одышка: маленькие дети еще не могут дышать ртом. Чем младше ребенок, тем опаснее могут быть последствия, и тем быстрее необходимо устранить патологическое состояние.

Легочная ткань у маленьких детей также имеет свои особенности. У них, в отличие от взрослых, слабо развита легочная ткань, а сами легкие имеют небольшой объем при огромном количестве кровеносных сосудов.

Правила подсчета частоты дыхания

Измерение частоты дыхательных движений не требует каких-либо особенных навыков или оснащения. Все, что понадобится – это секундомер (или часы с секундной стрелочкой) и соблюдение простых правил.

Человек должен находиться в спокойном состоянии и в удобной позе. Если речь идет о детях, особенно раннего возраста, то подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне.

Если такой возможности нет, следует максимально отвлечь испытуемого от проводимой манипуляции. Для этого достаточно взяться за запястье (где обычно определяется пульс) и тем временем подсчитывать частоту дыхания.

Следует отметить, что и пульс у детей младше года (около 130-125 ударов в минуту) не должен вызывать опасений — это норма.

У грудничков настоятельно рекомендуется проводить подсчет частоты дыхания во время сна, поскольку плач может в значительной степени повлиять на результат и дать заведомо ложные цифры. Положив руку на переднюю брюшную стенку (или просто визуально), вы сможете с легкостью провести данное исследование.

Учитывая, что дыхание имеет свой ритмический цикл, необходимо соблюдать и длительность его подсчета. Обязательно проводите измерение ЧДД в течение целой минуты, а не умножая результат, полученный всего за 15 секунд, на четыре. Рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.

Норма ЧДД у детей

Таблица демонстрирует нормы частоты дыхательных движений. Данные представлены для детей разных возрастных групп.

Как видим из таблицы, частота дыхательных движений в минуту тем выше, чем младше ребенок. Постепенно, по мере взросления, их количество уменьшается, и к пубертатному периоду, когда ребенку исполняется 14-15 лет, частота дыхания становится равной этому показателю у взрослого здорового человека. Каких-либо различий по половому признаку не наблюдается.

Типы дыхания

Существует три основных типа дыхания как у взрослого, так и у ребенка: грудной, брюшной и смешанный.

Грудной тип больше характерен для представительнец женского пола. При нем вдох/выдох обеспечиваются в большей степени за счет движений грудной клетки. Недостатком такого типа дыхательных движений является плохая вентиляция нижних отделов легочной ткани.

Тогда как при брюшном типе, когда в большей степени задействована диафрагма (и визуально движется при дыхании передняя брюшная стенка), недостаток вентиляции испытывают верхние отделы легких. Данный тип дыхательных движений присущ в большей степени для мужчин.

А вот при смешанном типе дыхания происходит равномерное (одинаковое) расширение грудной клетки с увеличением объема ее полости во всех четырех направлениях (верхне-нижнем, боковых). Это наиболее правильный тип дыхания, который обеспечивает оптимальную вентиляцию всей легочной ткани.

В норме частота дыхания у здорового взрослого человека равна 16-21 в одну минуту, у новорожденных – до 60 в минуту. Выше более подробно приведена норма ЧДД у детей (таблица с возрастными нормами).

Учащенное дыхание

Первым признаком поражения органов дыхания, особенно при инфекционных заболеваниях, является учащение дыхания. При этом обязательно будут и другие признаки простудного заболевания (кашель, насморк, хрипы и т. д.). Достаточно часто при повышении температуры тела увеличивается частота дыхания и учащается пульс у детей.

Задержка дыхания во сне

Достаточно часто у маленьких детей (особенно грудничков) во сне отмечаются кратковременные по длительности остановки дыхания. Это физиологическая особенность.

Но если вы заметили, что подобные эпизоды учащаются, их продолжительность становится большей или возникают другие симптомы, такие как посинение губ или носогубного треугольника, потеря сознания, немедленно необходимо вызывать «Скорую помощь», чтобы предотвратить необратимые последствия.

Заключение

Органы дыхания у детей раннего возраста имеют ряд особенностей, способствующих их частому поражению и быстрой декомпенсации состояния.

Это, прежде всего, связано с их незрелостью к моменту рождения, определенными анатомо-физиологическими особенностями, незавершенной дифференциацией структур центральной нервной системы и их непосредственным влиянием на дыхательный центр и органы дыхания.

Чем младше ребенок, тем меньшим объемом легких он обладает, тем, следовательно, ему потребуется сделать большее количество дыхательных движений (вдох/выдох), чтобы обеспечить организм необходимым объемом кислорода.

Подводя итоги

Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни достаточно часто встречается дыхательная аритмия. Чаще всего это не является патологическим состоянием, а лишь свидетельствует о возрастных особенностях.

Итак, теперь и вы знаете, какая норма ЧДД у детей. Таблица средних показателей должна приниматься во внимание, но не следует паниковать при небольших отклонениях. И обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем делать поспешные выводы!

Частота дыхания после физической нагрузки

Универсальный русско-английский словарь. Академик. ру. 2011 .

Смотреть что такое «частота дыхания после физической нагрузки» в других словарях:

Стридор — I Стридор (лат. stridor шипение, свист; синоним стридорозное дыхание) шумное дыхание, обусловленное значительным сужением просвета гортани или трахеи. Характеризуется дистанционным, т. е. слышимым на расстоянии от больного, напоминающим по тембру… … Медицинская энциклопедия

Поро́ки се́рдца приобретённые — Пороки сердца приобретенные органические изменения клапанов или дефекты перегородок сердца, возникающие вследствие заболеваний или травм. Связанные с пороками сердца нарушения внутрисердечной гемодинамики формируют патологические состояния,… … Медицинская энциклопедия

Одышка — I Одышка (dyspnoe) нарушение частоты, глубины или ритма дыхания либо патологическое повышение работы дыхательных мышц в связи с препятствием выдоху или вдоху, сопровождающиеся, как правило, субъективно тягостными ощущениями нехватки воздуха,… … Медицинская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Инсульт — I Инсульт Инсульт (позднелат. insultus приступ) острое нарушение мозгового кровообращения, вызывающее развитие стойкой (сохраняющейся более 24 ч) очаговой неврологической симптоматики. Во время И. происходят сложные метаболические и… … Медицинская энциклопедия

ОДЫШКА — – нарушение частоты, ритма или глубины дыхания, сопровождающееся, как правило, ощущением недостатка воздуха. Может быть связана с нарушением в каком либо звене акта дыхания, в котором участвуют кора головного мозга, дыхательный центр, спинальные… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Отёк легких — (oedema pulmonum) патологическое состояние, обусловленное пропотеванием транссудата из кровеносных капилляров в интерстициальную ткань легких, а затем в альвеолы; характеризуется резким нарушением газообмена в легких, клинически проявляющимся… … Медицинская энциклопедия

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ФЕРМЕНТОВ — мед. Синдромы врождённых нарушений обмена веществ встречаются редко, но оказывают значительное влияние на физическое, интеллектуальное, психическое развитие и качество жизни (например, фенилкетонурия, гомоцистинурия, гликогенозы, синдромы ломкой… … Справочник по болезням

Гипокси́я пло́да — (hypoxia fetus) патологическое состояние плода, возникающее при недостаточном снабжении кислородом его тканей и органов или неадекватной утилизации ими кислорода. Многочисленные этиологические факторы Г. п. можно разделить на три группы. К первой … Медицинская энциклопедия

ТЕТРАДА ФАМО — мед. Тетрада Фамо (ТФ) ВПС, анатомически представленный 4 признаками: дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП), связанный с препятствием току крови из правого желудочка (стеноз выводного отдела правого желудочка на различных уровнях),… … Справочник по болезням

Время — 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источники:

Http://studopedia. ru/5_4212_opredelite-chastotu-dihaniya-v-pokoe-i-posle-fizicheskoy-nagruzki. html

Http://. ru/article/226879/norma-chdd-u-detey-tablitsa-chastota-dyihatelnyih-dvijeniy

Http://universal_ru_en. academic. ru/3012216/%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BA%D0%B8

Источник: http://live-academy.ru/chastota-dyxaniya-u-detej-posle-fizicheskoj-nagruzki/

3. Определите частоту дыхания в покое и после физической нагрузки

Частота дыхания после физической нагрузки

Дляопределения частоты дыхания положитеруку на подложечную область статиста(студента) и подсчитайте число дыхательныхдвижения за 1 мин. Затем обследуемомупредложите сделать 20 глубоких приседаний,после чего снова подсчитайте частотудыхания за 15 сек, умножьте число на 4.

Определите величинуучащения дыхания в процентах.

Полученныеданные занесите в протокол. Сравнитерезультаты с физиологической нормой исделайте выводы.

Пример:

В покое ЧД 20 вминуту. Показатель примем за 100 %.

При нагрузке – 28в минуту. Примем – за х %.

Вычисляем х:

Определяем величинуучащения дыхания: 140 % – 100 % = 40 %.

4. Определите жизненную емкость легких (жел) с помощью спирометра

Мундштукспирометра обработайте ватой, смоченнойспиртом. Дайте ему высохнуть. Шкалусухого спирометра установите на нуль.

После 2–3 обычныхдыхательных движений сделайте максимальныйвдох, зажмите нос и произведите равномерныймаксимально глубокий выдох в спирометр.Старайтесь держаться прямо, не сутулясь.Измерение повторите три раза, зафиксируйтемаксимальную величину ЖЕЛ.

5. Определите дыхательный объем (до) легких с помощью спирометра

Произведителегкий спокойный выдох в спирометрпосле обычного вдоха. Для точностирезультатов повторите измерения трираза и рассчитайте среднюю величину.

В покое ДО в среднемколеблется от 300 до 800 мл.

6. Определите резервный объем выдоха (рОвыд.) с помощью спирометра

Послеочередного спокойного выдоха произведитемаксимально глубокий выдох в спирометр.Определение повторите три раза ирассчитайте среднюю величину.

Средняя величинаРОвыд. равна 1500 мл.

7.Рассчитайте резервный объем вдоха(РОвд.) по формуле:

Ровд.= ЖЕЛ – (ДО + РОвыд.)

Средняя величинаРОвд. равна 1500 – 2500 мл.

8.Рассчитайте по формулам должную емкостьлегких (ДЖЕЛ) студента (статиста) поформуле Людвига:

ДЖЕЛ(жен.) = 40 × Р + 10 × В – 3800;

ДЖЕЛ (муж.) = 40× Р + 30 × В – 4400

где:ДЖЕЛ –должная жизненная емкость легких, мл;Р– рост, см; В– вес тела, кг.

Для детей о 4 до 17лет ДЖЕЛ вычисляют по формуле И. С.Ширяева и Б.А. Маркова (1973 год):

Для мальчиков:

ДЖЕЛ (в литрах)= 4,53 ´Р – 3,9(при росте до 1,64 м);

ДЖЕЛ (в литрах)= 10,00´Р– 3,15(при росте выше1,64).

Для девочек:

ДЖЕЛ (в литрах)=3,75 ´Р – 3,15(при росте от 1,00 до 1,75).

где: Р – рост.

9. Вычислите процентное соотношение фактической жел к джел по формуле:

Внорме величина ЖЕЛ может отклонятьсяот должной в пределах ±20%. Превышение фактической величиныуказывает на большие морфофункциональныевозможности легких.

10. Вычислитежизненный индекс по формуле:

Жизненный индекс =

ЖЕЛ, мл

Вес, кг

В норме величинажизненного индекса (ЖИ) для женщин равнаот 45 до 55 мл/кг, для мужчин – 55–60 мл/кг.

Чемвыше показатель, тем лучше развитадыхательная функция грудной клетки.Более низкие показатели свидетельствуютлибо о недостаточности ЖЕЛ, либо обизбыточной массе тела.

Практическаяработа3

Определениеобщихфункциональныхпоказателейсердечно-сосудистой и дыхательнойсистем

1.Проведение ортостатической пробы

Ортостатическаяпроба позволяет оценить функциональныерезервы вегетативной нервной системы,активности и реакции вазомоторногоцентра на изменение положения тела. Утренированных и здоровых людейвазомоторный центр быстро реагируетна изменение положения тела в пространствеи человек не испытывает неприятныхощущений.

При снижении активностивазомоторного центра (у физическислабых, нетренированных людей, приатеросклерозе) быстрый переход изположения лёжа в положение стоя приводитк снижению артериального давления всосудах мозга. Человек испытываетслабость, головокружение, у негопоявляется бледность, аритмия.

Этотсиндром носит название «ортостатическогоколлапса».

Припроведении ортостатической пробыиспытуемый подсчитывает ЧСС в положениилежа, затем встаёт, после чего вновьподсчитывает ЧСС1.

Внорме ЧСС1увеличивается не более чем на 20 ударовв минуту.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1730682/page:16/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.